Близость, привязанность, зависимость

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 03 Мая 2024, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Книги Статьи
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » Статьи
1 2 3 »
В этом кратком сообщении я хотел бы наметить контуры теоретической модели супервидения - процесса, играющего важнейшую роль в профессиональном обучении психотерапевтов и в развитии профессиональных способностей зрелых практикующих специалистов.

Прежде всего надо сказать, что супервидение - это не рациональное консультирование терапевта и объяснение ему того, где он ошибся и как можно было работать по-другому. Если такая модель супервидения оправдывается задачами обучения, то, на мой взгляд, она привносит в это обучение не столько позитивный, сколько негативный эффект ученичества. Подлинное обучение не может строиться на интроецировании модели работы другого человека; как броско сказал Ф. Перлз, "обучение - это открытие" ( Перлз, 1998). Соответственно, оно должно опираться не на некритичное восприятие фигуры супервизора, а на творческие способности самого супервизируемого терапевта. В этом смысле процесс супервидения во многом похож на процесс терапии. Так же, как психотерапия я ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 1308 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

Психосоматический симптом представляет традиционную сложность для психотерапевтов. Психотерапия имеет дело не с самим организмом, а с контактом между организмом и средой. Известно высказывание на этот счет Ф.Перлза и П.Гудмана: "Переживание происходит на границе между организмом и его окружением... Переживание является функцией этой границы, и психологически реальными являются "целостные" конфигурации этого функционирования, некий обретенный смысл, некое завершенное действие. "Целостности" переживания включают не "все", а лишь определенные структуры; на психологическом уровне все остальные характеристики организма и окружения являются либо абстракцией... либо потенциально содержащимся в переживании намеком на другое переживание. Мы говорим об организме, контактирующем с окружающим миром, но именно сам контакт есть простейшая и первейшая реальность..." (Реrls, Hefferline, Goodman, 1951, р.227).

Гештальт-терапевты часто заостряют эту позицию и говорят: "Мы работаем с контактом, а ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 1000 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

Я расскажу вам о теории развития и опыте работы с психотиками. В 80-х гг. наши студенты начали жаловаться потому, что они не знали, что делать с психотиками. Они использовали гештальт-техники, но это не работало, и даже ухудшало состояние клиента. Например, один студент рассказывал мне, что он работает с психотиком, и тот сообщает, что он зол. Студент спрашивает: «Где ты чувствуешь злость?» – и получает ответ: «В животе». Студент просит преувеличить это («будь с этим и усиль это»). Психотик говорит, что живот взрывается, – появляется кризис, очень высокое волнение. Такое сильное, что психиатр должен вколоть ему дозу лекарства. И психиатр злится на студента и говорит, что гештальттерапия только ухудшает состояние клиента. Это было много лет назад. Это дает пример того, что гештальттерапия как метод работы с психозами, должна быть приспособлена к этому. Потому что, когда гештальттерапия зарождалась, не было интереса к психотикам. Интерес к психотерапии психозов пришел в 80-х гг.

... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 2609 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

Существует так много непреодолимых внешних препятствий для нашей полноценной жизни: случай, болезнь, страх, вторжение социальных, политических и экономических сил. Мы все стоим перед лицом этих потерь и боремся с ними, кто как может. Но потери, за которые мы не отвечаем сами, потому что не знаем вовремя, что возможно или чего мы больше всего хотим, - эти потери самые мучительные, о них горше всего размышлять

Дж. Бьюдженталъ

Горевание и потеря Наши дети все чаще сталкиваются в своей жизни со смертью близких или потерей одного из родителей в результате развода. Горе маленького человека сказывается на всей его жизни. И шлейф проблем может потянуться далеко.

В нашей культуре от человеческих глаз прячется все, что каким-либо образом связано со смертью. Люди избегают говорить друг с другом о смерти, кладбища выносятся за городскую черту. Попытки забыть о смерти оборачиваются все большим страхом перед ней. Однако эта тема постоянно присутствует в человеческой жизни, несм ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 1699 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

 Любые отношения начинаются только в том случае, когда возникает некоторое различие. Это различие между человеком и тем, что рядом. Существует форма отношений, присущая младенцу, – когда важно к чему-то прицепиться и, в дальнейшем, это потреблять. В этом случае, отношений как таковых ещё не существует, существует только способ получения для себя чего-нибудь. Для младенца – это питание, для взрослого человека – какое-то тепло, поддержка. В этот момент восприятия кого-то другого, отличного от меня, ещё нет. Основной зоной контакта оказывается рот. При таком модусе отношений возможны только два состояния: состояние некоторого потребления-удовлетворения («я получаю что-то, я живу, я действую») или растерянности и ужаса («потерял, нету, кошмар, сейчас пропаду»). И в том и в другом состоянии ещё невозможно определить, кто это – другой. Так, в состоянии ужаса невозможно определить его источник – есть только некоторое состояние «ах-ах-ах, я пропадаю», когда никого не вижу, не слышу, не чу ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 1586 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

Гештальт-терапия пограничного личностного расстройства (медицинская модель в гештальт-обработке).

Понятие «пограничное состояние» существует в психиатрической терминологии уже более ста лет. Потребовалось много лет для того, чтобы это некогда довольно приблизительное понятие, первоначально употреблявшееся для описания состояния, балансирующего «между неврозом и психозом», приобрело свое современное значение в качестве определения расстройства, для которого характерны выраженные тенденции к эмоциональной лабильности, импульсивности, раздражительности и самодеструктивности (Stone, 1980, 1986).

Диагностические критерии пограничного расстройства личности в соответствии с классификацией (DSM-IV) выглядят следующим образом: Выраженная нестабильность межличностных отношений, образа Я, эмоциональная неустойчивость, а также выраженная импульсивность. Все признаки расстройства возникают в молодом возрасте и проявляются во многих ситуациях. Для диагностики необходи ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 1302 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

Существует распространенный миф о том, что гештальт-терапевты не занимаются диагностикой, не анализируют и не интерпретируют, а терапевтические гипотезы только мешают процессу. Все это верно лишь отчасти. Любой терапевт осуществляет диагностику. Вопрос лишь в том. насколько он это осознаёт. Чем более ясно он осознаёт свои собственные реакции и действия, тем больше у него шансов использовать их на благо терапии. Другое дело, что само понятие "диагностика" в гештальт-терапии наполнено несколько иным смыслом, чем, например, медицинская врачебная диагностика или психоаналитическая диагностика. В психоанализе диагностика включена в систему вертикальных отношений, где только терапевт как авторитет в области психоаналитической теории имеет доступ к смыслу. Даже реформа в психоанализе, связанная с гуманистическим движением, делающим акцент на таких понятиях как "человеческий потенциал", "личностный рост", важность отношений и т.д.. не разрушила основные черты психоаналитической системы: детерм ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 1766 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

Иногда хочется представлять себе близость как точку абсолютной ценности, которую хочется зафиксировать. <Остановись, мгновение, ты прекрасно!>.

Однако, все, что мы проживаем, является процессом построения этого переживания всегда вместе с кем-то, кто также проживает свой опыт. И, даже если мы пользуемся одними и теми же понятиями, в двух феноменологических космических пространствах они звучат по-разному и организуют разный опыт. Феноменология близости и травмы близости всегда есть опыт Я - Ты отношений, опыт безнадежности и печали, поскольку <Ты> другого человека бесконечно и непостижимо. <Я> и <Ты> это не структуры, а процессы.

Гештальт- терапия - это практическая философия реализма. А реализм находит опору в феноменологии. Есть то, что есть. На самом деле очень трудно перестать рассказывать себе сказки.

Опыт человеческого существования есть опыт отношений. Но опыт отношений это не только опыт контакта, но также и опыт отхода, отделения. Ес ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 1450 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

Личность гештальг-терапевта формируется в профессиональном сообществе на основе единства и взаимосвязи трех процессов: теоретическое обучение, включающее в себя философское, методологическое, техническое и процедурное знание, получаемое в группе (я не очень верю в самостоятельное изучение гештальт-теории по книжкам ), а также формирование языка анализа опыта, личная терапия (индивидуальная и групповая) и супервизия (индивидуальная и в группе). Интегрирующей системой всех перечисленных процессов выступает практика, которая всегда носит отпечаток личности терапевта, его профессионального самосознания. Профессиональное самосознание психотерапевта представляет собой индивидуальный «миф», не всегда отчетливо осознаваемый. Выбор заниматься психотерапией означает делать что-то со своей жизнью, реализовывать какую-то собственную программу, что проявляется в знаках и акцентах конкретных посланий, которые терапевт отправляет клиенту. В индивидуальном «мифе» проявляется жизненная философия терапе ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 1030 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

Данная статья представляет собой краткое изложение учебного материала теоретической части курса подготовки гештальт-терапевтов, относящейся к методологии практики и осуществляющейся в рамках долговременных учебных программ. Речь идет о сравнительном анализе двух основных стратегий работы гештальт-терапевта, к которым условно могут быть сведены большинство существующих подходов.

Первая стратегия работы, относящаяся к более позднему историческому периоду развития гешальттерапии, обозначена как "работа с внутренней феноменологией клиента". Именно в этой форме, сохраняющей память о калифорнийском периоде жизни Ф.Перлза, гештальт-терапия, ярко и однозначно представленная техникой диалога с одним или несколькими пустыми стульями, обозначающих значимых персонажей жизни клиента, впервые проникла в Россию. Значительно позднее произошла встреча с гештальт-терапией как методом, имеющем свою собственную теоретическую базу и свое собственное представление о теории личности (теория " self ), ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 2708 | Добавил: Alina | Дата: 27 Августа 2011

1-10 11-20 21-27
Контакты
Гуланян Алина +38 095 628 01 09 Alina104@yandex.ru
Фото
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

blizost-zavisimost © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz